Сегодня в России многие культурные инициативы и институции прекратили свое существование на фоне пандемийного передела собственности. Инвестиции в искусство, тем более в современное отечественное, привлекают лишь тем, что любую работу можно купить практически за бесценок. Интерес элиты в развитии отечественной визуальной культуры не может преодолеть уровень куртуазных вечеринок и трудоустройства неприспособленных к высокооплачиваемой работе в бизнесе или просыпающих на службу членов семьи. В таких условиях недостроенный российский рынок в сегменте создаваемых сегодня произведений искусства готов снова стать мифом. На сегодняшний день, в силу отсутствия большого и реально представительного смотра талантливых авторов, можно было бы заявить, что у нас их нет, что у нас нет высокого уровня работ и их разнообразия, для того чтобы заявить на мировой рынок отечественную фотографию как реального игрока.
Проект ФотоТОП одной из своих задач ставит визуализацию имеющегося у российской фотографии потенциала для инвестиций в неё.
Огромное количество талантливых авторов работают «в стол». Это касается не только России, но и большей части постсоветского пространства и тех рассыпанных по планете авторов, которые связывают себя с Россией.
Культура фотографии и условное качество изображения неразрывно связано с историей всей визуальной культуры и отечественной в частности, историей искусства и определенными сложившимися критериями прекрасного и тем, что можно было бы определить как культурные коды. Информационная революция создала возможность беспрепятственного проникновения любого изображения в сеть интернет. Засилие низкопробных фотографий, как и бульварных текстов, наполнило наш бытование. Иногда это просто откровенно плохие и неумелые вещи, а иногда мастерски созданные гламурные изображения, за которыми ничего не стоит. Красивость – это не красота, это ее имитация. Этой “чумой” болеют, сами того не зная, очень многие фотографы профи и любители. Некоторые зрители ошибочно связывают пошлость с изображением обнаженного тела как нарушением нормы сосуществования в общественном пространстве, с изображением интимных процессов взаимодействия полов (так уж сложилось в нашей культуре). Но искусство всегда работает в поле входа в личное пространство зрителя и потому использует наготу как в прямом, так и в переносном смысле, ведь даже лучший портрет — это тот, где обнажена душа портретируемого, и пейзаж, где обнажена наша связь с ним, через смысл, который вложил в него автор произведения.
Экспозиция ФотоТОП включает самые разные направления, жанры и стили. Для многих фотографов такое соседство кажется напряженным, в силу литературного подхода к творчеству. Для них то, что происходит в кадре, важнее фундаментального основного принципа в искусстве — формальной гармонии, баланса между пятнами, светом и тенью, цветами, фактурами и т.д. И если смотреть на экспозицию с этой точки зрения, то нет формальной разницы между репортажной и постановочной фотографией, абстрактной и реалистичной композицией.
В интернете при трансляции фотографию легче воспринимать, чем живопись и скульптуру, но, к сожалению, полноценно все равно впечатление от фотографии нельзя получить иначе, чем при реальном просмотре в зале, поскольку это объект, и у него есть, как у каждого предмета, размер, фактура и, если хотите, аура. Есть еще очень важный для восприятия элемент — контекст, то есть в каком окружении, в какой атмосфере выставлено произведение. И, подводя итог рассуждению, резюмирую: необходимо смотреть искусство, если есть такая возможность, непосредственно, вживую, в галерее.
Данная выставка рекомендуема мной для посещения еще и потому, что здесь сразу представлено много высококачественных работ.
Выставка пройдет в Галерее Классической фотографии с 10 июня по 9 августа и представит ряд произведений известных художников и документалистов, для которых фотография стала пространством выражения их творческой индивидуальности.